Сезария Эвора
Она рыдала обо всех нас
Я знал, что ей 70 лет, что она очень больна, что у нее диабет в тяжелой форме, что она пела босиком не из солидарности с нищими женщинами Африки, как любят писать массмедиа, а потому что на больные и распухшие ноги не налезала никакая обувь (в ее райдере значилась обязательная подача
Чем же так проняла всех эта неуклюжая, безвкусно одетая, с головы до ног увешанная золотыми побрякушками, полуграмотная (она практически не умела ни читать, ни писать) немолодая женщина без особенных вокальных данных, певшая вдобавок небрежно, неточно и безучастно? Почему для людей, восприимчивых к музыке, для тех, у кого, как говорят французы, «тонкое нёбо», ее пение было совершенно неотразимым и воспринималось буквально как факт личной биографии? Я попытаюсь сегодня
Для затравки поставлю вам песенку, которую все вы наверняка слыхали, и расскажу, как я услышал ее в первый раз. Это было в Париже, ранней весной 2000 года. Мы с моей женой Маришей гуляли по городу, и в один из моментов ей, как и всякой нормальной женщине, натурально, захотелось походить по
1. Nho antone escaderode
С тех пор прошло уже много времени. За подотчетный период я эту песню, которую про себя называл просто
Вообще, тексты песен Эворы — это отдельная история, и мы о них еще поговорим. Но для порядка сначала
Ее отец, который был музыкантом и играл на скрипке и виолончели, умер рано, оставив жену с семью детьми. О своем детстве Сезария вспоминала так: «Мы не голодали, мы были просто очень бедными, как и многие в Минделу. Основной доход в семью приносили мои братья, которые работали за границей. Кроме того, мы сдавали в аренду часть дома, а бабушка держала огород, где выращивала арбузы, кукурузу, фасоль. Собирая небольшой урожай, мы всегда раскладывали его на кучки и делили между соседями». Тем не менее вскоре матушка Сезарии была вынуждена отдать маленькую Сизи в детский приют. Именно в этом благотворительном заведении наша героиня впервые приобщается к музыке и пению — она поет в приютском хоре.
С шестнадцати лет Сезария уже пела в барах своего родного Минделу, пела с охотой, и все вокруг ее очень хвалили. В это же время она влюбляется в местного моряка Эдуарду, который обучает ее местным песням, причем многие из них сочинил ее родной дядя, известный под псевдонимом B. Leza, и в дальнейшем они полноправно вошли в ее репертуар. Сезария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни островов и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королева морны». О том, что такое морна, мы еще поговорим. Но настоящей профессиональной карьеры не получалось: ни пластинок, ни гонораров… Две записи ее выступлений по радио вышли в конце
Словом, к середине
Но с избавлением от колониального гнета и приходом к власти доморощенных коммунистов и прежде небогатая экономика страны, державшаяся исключительно на туристическом бизнесе, попросту перестала существовать. В стране начался настоящий голод, и большая часть населения была вынуждена эмигрировать. Надо сказать, что и до сих пор в кабовердианской диаспоре проживает гораздо больше людей, чем в, так сказать, метрополии. Естественно, в полный упадок пришла и культурная жизнь.
В отличие от многих, Эвора не уехала из страны, но, если так можно выразиться, с головой ушла во внутреннюю эмиграцию. Это были самые трудные десять лет в ее жизни. Она полностью прекратила петь, практически не выходила из дома, много и беспробудно пила. Так безрадостно и уныло прошло почти десять лет, и только в середине
В середине восьмидесятых годов Сезария в составе большой делегации кабовердианских музыкантов впервые в жизни выехала за пределы островов. Эту поездку организовал
Тем не менее, если бы этой встречи не произошло, то мы, скорей всего, никогда и не узнали бы, что на свете есть певица Сезария Эвора.
Жозе сразу понял, какой брильянт попал к нему в руки. Он привез Сезарию в Париж, организовал ей профессиональную запись, потом другую. Вскоре на свет появились первые альбомы: в 1987 году — Distino De Bilita («Судьба красавицы») и в 1988 — Diva Aux Pieds Nus («Босоногая дива»). Впрочем, эти альбомы были мало похожи на то, что мы узнали позже. Это были примитивные дискотечные аранжировки с синтезаторными барабанами и почти полным отсутствием живых инструментов. Все это полностью сводило на нет искренность и эмоциональность неподражаемого голоса Эворы. Небольшой успех они имели, но только на танцевальных вечеринках выходцев с Островов Зеленого Мыса. Однако постепенно, методом проб и ошибок, Жозе да Силва нащупал тот неповторимый акустический саунд, который впоследствии покорил весь мир. Он сумел найти правильных музыкантов — в основном уроженцев
Титульную песню альбома, которую, между прочим, написал уже упоминавшийся сегодня дядя Сезарии Эворы B. Leza, французские радиостанции крутили день и ночь. Давайте и мы сейчас ее послушаем. Текст предельно прост, незамысловат и поэтичен:
Море! Вези меня в мою страну,
В страну, где ждёт меня мама,
Где все скучают обо мне!
Припев:
Море! я тебе верю!
Полумесяц, освещай мой путь
В земли, где прошло мое детство.
Море! И сколько лет уже прошло,
Как прежде, светит луна, а я была так далеко!
2. Mar Azul
Теперь, пожалуй, самое время немного поговорить о жанрах песен Эворы. Практически все, что она пела, можно разделить на две группы — на уже упоминавшиеся морны и коладейры. Не вдаваясь в детали, охарактеризовать эти две группы проще всего так: морна — это медленная грустная песня, коладейра — это быстрая грустная песня. Стилистически эта музыка является смесью португальской фады и бразильской боссановы, наложенной на прихотливую африканскую полиритмию. От фады кабовердианская музыка унаследовала главным образом общий меланхолический настрой, предельную простоту гармоний, традиционные мелодические и гармонические ходы европейской музыки и глубокий беспросветный минор. Песен, написанных в мажоре, в репертуаре Эворы очень мало, и они расположены на периферии ее творчества. От боссановы, которая, напротив, является стилем сравнительно молодым, непростым, гармонически изысканным и изощренным, кабовердианская музыка взяла постоянный свинг и синкопирование, но придала им собственную окраску. Очень показателен в этом смысле эпизод из документального фильма про Эвору, когда она в
Но вернемся к морнам и коладейрам. Лишь очень немногие из песен Эворы можно назвать фольклорными — почти у каждой есть атрибутированные авторы. Но в конце концов у всех фольклорных песен
Классическую морну мы только что прослушали. Морна
Мелодически, гармонически да и по настроению многие морны
Коладейра же, сохраняя в целом тот же меланхоличный минорный строй, — песня более жанровая, танцевальная и сюжетная. Хотя надо сказать, что и в морнах, и в коладейрах текста очень мало — обычно это
3. Cinturao Tem Mele Danca Tcha Tcha Tcha
Надеюсь, вы обратили внимание на небритого пианиста в шляпе и черных очках? Этого человека зовут Паулиньо Вейера, и для создания акустического звучания Эворы он сыграл не меньшую, если не большую роль, чем Жозе да Силва. Ему принадлежат почти все аранжировки на первых пяти акустических альбомах Эворы. А на студийных записях многих песен он исполняет едва ли не все партии — фортепьяно, гитары, кавакиньо, губной гармоники, перкуссии — словом,
Через год после альбома Mar Azul в 1992 году выходит альбом Miss Perfumado («Благоухающая»), который стал настоящей бомбой. Только в одной Франции за первый месяц было продано 200 000 экземпляров. При том, что, на мой вкус, этот альбом был в целом слабее предыдущего. Зато на нем два совершенно бронебойных хита, без которых впоследствии не обходился ни один концерт Эворы— это песни «Sodade» и «Angola». Они стали ее визитными карточками. Разумеется, мы их сейчас посмотрим и послушаем.
В моей видео- и фонотеке есть по меньшей мере по пять вариантов исполнений этих песен, и в каждом из них есть своя изюминка, но я
Кто указал тебе этот долгий путь?
Кто указал тебе этот долгий путь на
Тоска, тоска, тоска по моей родине
Если ты мне напишешь, я тебе отвечу.
Если ты меня забудешь, я тоже тебя забуду
До дня, когда мы встретимся снова.
«Ангола» еще короче:
Какая замечательная страна!
Какие веселые люди!
Танцы и песни день и ночь.
Но я не умру от удовольствия, потому что не могу здесь остаться надолго.
4. Sodade
5. Angola
Следующие два года были посвящены в основном гастролям. В 1994 году выходит альбом «Содад», состоящий преимущественно из старых песен, — в целом не слишком удачный. Зато в этом году в жизни Эворы происходит эпохальное событие — она бросила пить. Прежде она не только много пила, как говорится, по жизни (причем предпочитала крепкие напитки — ром и коньяк), но и позволяла себе выпивать непосредственно во время концертов, так что, по ее собственному признанию, иной раз к концу концерта уже совершенно не вязала лыка. Не знаю, до какой степени это связано с абстиненцией, но буквально через год у нее выходит совершенно потрясающий альбом под скромным названием «Сезария», который, безусловно, можно назвать, одним из лучших альбомов Эворы вообще. Если успех ее предыдущих альбомов держался в основном на
Этот альбом стал «золотым диском» во Франции, и с ним Эвора вылетела в свое первое турне по США, где он был номинирован на «Грэмми». Посмотреть ее «живьем» в
Попасть на ее концерт (не только в Штатах) было практически невозможно. В 1998 году я был в Париже и узнал, что в эти дни состоится ее концерт в «Олимпии». Когда я на голубом глазу пришел покупать билет, на меня посмотрели, как на сумасшедшего — все билеты были проданы четыре месяца назад. И не помогли даже мои знакомства в министерстве культуры.
Под впечатлением от альбома «Сезария» Горан Брегович пригласил Эвору записать трек Ausencia для фильма Эмира Кустурицы «Underground», что еще больше способствовало ее популярности.
Признаться, я в некотором затруднении, какие песни с этого альбома выбрать. Хочется почти все. Но от одной точно никуда не деться. С этой песни альбом начинается и
Ты как звезда на небе,
Ты как прохладный песок с морского дна,
Ты смотришь со своих скал на окружающий мир.
О нищая страна, где цветет любовь,
Где звучат морны и коладейры,
О прекрасная страна,
Где звучат барабаны и ритмы «фунана».
О, какая тоска, тоска без конца!
О, какая тоска, тоска без конца!
Моя маленькая страна, я так тебя люблю!
Моя маленькая страна, я так ее люблю!
6. Petite Pays
Как ни грустно признать это нам — людям в большей или меньшей степени литературоцентричным, — тексты в песнях Эворы имеют второстепенное значение и самостоятельной художественной ценности не представляют. Причем, насколько я понимаю, не только для нас, не знающих языка, но и для его носителей. Круг их тем довольно узок — это песни, воспевающие прекрасную родину и страдания ее народа, или песни о любви. Есть еще довольно большая группа песен, посвященных ближайшим родственникам Эворы, — бабушке, маме, внучке, сестре. Некоторые из них мы сегодня тоже послушаем. Но попадаются порой и довольно неожиданные и совершенно непредсказуемые темы. Вот сейчас я хочу поставить одну из моих любимых песен с альбома «Сезария» и предложить вам попытаться хотя бы примерно угадать, о чем поется в ее единственном куплете, обрамленном невероятно изобретательными соло на
7. D’nhirim reforma
Так вот, эта песня по содержанию должна быть очень близка россиянам. Она называется «Пенсионная реформа», и поется в ней о том, как трудно старым людям прожить на нищенскую пенсию. Только отношение к этому делу у них там совсем другое.
Но это еще не самый яркий пример несоответствия формы и содержания — разумеется, в нашем представлении. Сейчас мы посмотрим клип к песне со следующего альбома Эворы, который тоже называется просто и непритязательно —
А новый альбом характерен тем, что писался в разных студиях и даже на разных континентах и в процессе работы над ним постепенно происходила смена аккомпанирующего ансамбля. Все это отчасти сказалось на его содержании — альбом стал еще более танцевальным, в нем появились песни с отчетливо выраженным «карибским звучанием», аранжировки стали еще насыщенней и изысканней. Неизменным остался только голос Эворы —
Но давайте продолжим наш эксперимент и посмотрим клип, а вы еще раз попробуете угадать, про что поется в этой песне.
8. Sangue berona
Ну, какие будут варианты?
Разумеется, глядя на этот развеселый клип, догадаться практически невозможно. Эта песня называется «Кровь Бейроны». Это специфическая кабовердианская идиома, которая означает, я извиняюсь, кровь девственницы в момент, так сказать, утраты ею упомянутой девственности. И текст песни звучит в общих чертах так:
Кровь Бейроны приятна и сладка…
Кто хочет знать, вправду ль она так хороша,
Найдет ее в глубине долины.
Кровь Бейроны приятна, сладка…
Если ж тебе не удалось увидеть её,
Ищи того, кто был этому причиной.
А сейчас давайте послушаем еще одну песню этого альбома. На этот раз ее содержание будет вполне традиционным. Она называется
Ты вырастила нас возле кухонной плиты (ее мама работал поваром).
Твоя черная юбка и маленькая косынка напоминала нам, кто мы такие.
Мама, мама,
Я пою тебе эту песню, чтобы хоть немного порадовать тебя.
Ты научила нас, что этот мир создан для жизни,
Что этот мир создан для любви,
Но что он также создан для смерти и страданий.
9. Mae Velha
В 1997 году к Сезарии приехала французская журналистка Вероника Мортень. Вот как она описала ее домашнюю жизнь:
«Дом Сезарии находится на улице Первого мая, в Минделу. Кто живет вместе с Сезарией? Старенькая мать Жоана. Дочь Фернанда с двумя детьми. Сын Эдуардо. Личный шофер. Повар Пирок. Продюсер, близкий друг и помощник Жозе да Силва. Подруга средних лет, собачка по кличке Зека и некий молодой человек — любовник Сезарии.
В свободные минуты Эвора тщательно ухаживает за своими длиннющими ногтями, которые всегда красит в
Страсть ко всему яркому у Сезарии безудержна. На комоде в ее спальне громоздится батарея парфюмерных флаконов, кремов, лаков для ногтей немыслимых оттенков, кисточек, пуховок, расчесок и фенов. Ритуалы макияжа для нее священны! Она будто играет роль принцессы, которую не смогла сыграть в юности.
Сезария постоянно носит передник с большими вместительными карманами, куда кладет многочисленные ключи, пачки денег, завернутые в полиэтиленовые пакетики, и мелочь, которую она щедро раздает направо и налево. На первом этаже располагается столовая, где в любое время суток для любого гостя будет накрыт стол с хорошей едой.
Сезария часто дремлет прямо на полу в прихожей, положив под голову подушку. Почему в прихожей? Ей нравится смотреть, как за распахнутой настежь дверью снуют прохожие».
К 1999 году аккомпанирующий состав Эворы сменился полностью. Теперь его костяк составляла группа очень известного кабовердийского музыканта и композитора Бау. В том же году в аранжировках Бау и пианиста Фернандо Андраде на свет появился альбом «Кафе Атлантико». К этому времени продюсеры Эворы уже могли себе позволить тратить больше денег на записи, и в некоторых песнях появляются полноценные духовые и струнные группы — трубы, скрипки, виолончель. В самом начале нашего вечера мы уже слушали одну песню с этого альбома — это незабвенный
Когда я узнала, что смерть не щадит и молодых,
То любовь ушла из сердца.
Эта морна — остаток моей надежды,
Твоя любовь обманчива, как цветок.
Так много слез было пролито перед разлукой,
Да и тебе пришлось не сладко.
10. Flor di nha esperanca
После такой душещипательной морны самое время поговорить о взаимоотношениях Сезарии с мужчинами. Вот что она рассказала на эту тему той же Веронике Мортень:
«Первый раз я влюбилась в состоятельного коммерсанта из Минделу, и в этом я не призналась даже матери, хотя мне было уже четырнадцать лет. О наших отношениях никто ничего не знал. Тот мужчина был красив и невероятно приятно пах. С ним я познала любовь. Сегодня он мой большой друг. Он любит, как я пою. Но в те далекие времена он и не подозревал, что я стану певицей. Я была зажатой, нерешительной, скромной девочкой, замкнутой и скрытной. У меня не было подруг, которым я могла бы доверить свои сердечные тайны. Наши отношения долго не продлились, потому что я влюбилась в музыканта Эдуарду. Он и обнаружил, что у меня есть голос. Мы стали везде выступать вместе. Он сочинял песни и аккомпанировал мне на гитаре. А потом вдруг однажды взял и уехал. И
У меня было столько мужей, что я потеряла им счет. Но вот законного супруга не было никогда. Те, от кого я рожала детей, не жили со мной под одной крышей. Всю свою жизнь я живу у своей мамы. А отца моего первого ребенка звали Бенжамен. Он был родом из Португалии и работал механиком на корабле, на палубе которого мы и познакомились. Мне тогда было восемнадцать. И хотя в те времена было принято снимать для своих любовниц квартиры в городе, Бенжамен этого не сделал. Узнав, что я забеременела, он тотчас же уехал и больше никогда не возвращался. Маленький Эдуарду так и не узнал своего отца.
О замужестве я никогда не думала. Ну вот такая я женщина: влюбляюсь в одного и уже приглядываюсь к другому.
Мне очень нравились футболисты. Они были красивы, популярны. Я часто ходила на футбольные матчи, чтобы полюбоваться на них! И только сейчас перестала, иначе… все мои чувства опять вернутся, и я начну крутить с ними любовь. Отцы двух моих детей — футболисты. Сын умер в младенчестве, а дочь выжила. Это Фернанда, которая живет со мной вместе со своими двумя детьми — моими внуками, Жанет и Адильсон. Они тоже не знают своих отцов. У нас на
Я очень страдала
Словно бы подводя итог своей личной жизни, Эвора сказала в одном из американских интервью: «Мужчины приходят и уходят, а музыка остается».
Между тем в 2001 году у Эворы выходит очередной альбом «São Vicente de Longe» («
Первый ее концерт был своего рода корпоративом. Узнав, что Эвора будет выступать в Харькове перед украинской элитой (говорили, что тот концерт устроила Юлия Тимошенко), Александр Мамут организовал ей закрытый концерт в Москве, в помещении театра Анатолия Васильева. Я знал об этом концерте, но попасть туда нечего было и мечтать — это было мероприятие только для
Альбом «São Vicente de Longe» я к тому времени уже знал, и был удивлен только тем, что у Эворы вновь почти полностью сменился аккомпанирующий состав. Из ансамбля Бау в группе остался только пианист Фернандо Андраде, который стал руководителем новой группы и автором всех аранжировок. Зато среди прочих появились кубинский скрипач Хан Корралес Субида, саксофонист Антонио Гомес Фернандес, перкуссионист Адемиро Парис Миранда и совсем юный, но безумно талантливый
11. Esperanca Irisada
Название этой песни я с грехом пополам понимал: e speranca — это, понятное дело, надежда, а irisada — это явно
«Моя дорогая внученька, шаловливая красавица с блестящими и радостными глазами. В них — вся надежда моей страны, по которой я так тоскую. Кажется, я слышу твой голос: „Бабуля, приезжай скорей, мы скучаем без тебя!“ Пусть мои песни сберегут тебя от бед и несчастий. Знай, что твоя бабушка, которая путешествует по всему свету, любит тебя и помнит о тебе».
После этого концерта Эвора стала частой гостьей в России. Она бывала у нас практически каждый год и объездила всю нашу обширную страну вдоль и поперек. Мой друг Володя Демчиков даже организовал ей концертную поездку по городам Сибири и Дальнего Востока. И везде она собирала полные залы. Концерты Эворы по всему миру проходили с неизменным успехом, но она сама признавалась, что так, как в России, ее не принимали нигде. Загадочной русской душе оказались
В 2003 году с новым альбомом Voz d amor («Голос любви»), получившим к тому времени премию «Грэмми», она собрала аншлаг в «Олимпийском». Сейчас мы послушаем и посмотрим одну из лучших песен этого альбома. Но должен заранее предупредить, что найти перевод этой песни мне не удалось, и я совершенно не представляю себе, о чем в ней поется. А не включить ее в сегодняшнюю программу я не мог по двум причинам.
12. Saia Travada
Между тем здоровье Эворы становилось все хуже, а концертный график все плотней и насыщенней. Ей приходилось давать около 100 концертов в год — то есть практически каждые три дня. И это не считая перелетов с континента на континент, переездов, репетиций, записей, общения с журналистами
Хуже было другое. Непрерывные гастроли, слабеющее здоровье и нарастающая усталость не могли не сказаться на качестве концертов. Эвора и ее музыканты уже отрабатывали их «на автомате», не получая от этого никакого удовольствия. В такой ситуации требовательность к себе неизбежно падает. Кроме того, даже при высочайшем профессионализме звукооператоров каждый раз отстраивать звук 7–8 живых инструментов в новом помещении с новой акустикой чрезвычайно сложно и едва ли возможно в принципе. Поэтому зачастую приходилось довольствоваться неким усредненным звучанием. И только на студийных записях Эвора и ее музыканты звучали
Артемий Троицкий говорил: «Смерть Сезарии — это во многом результат работы на износ, и я абсолютно уверен, что износ этот был спровоцирован и ее французскими менеджерами, которые постоянно требовали от нее гастролей и новых альбомов. Думаю, если бы Сезария Эвора жила и пела в свое удовольствие, и не довлела бы над ней эта обязаловка выступать, записываться и приносить деньги налево и направо, она бы прожила еще не один год или даже не один десяток лет».
После «Голоса любви» нового альбома ждать пришлось три года. Он назывался «Rogamar» — «Ода морю». Я слышал его живьем на концерте в Ярославле в 2008 году, естественно, уже зная по записям. И этот концерт, в общем, меня разочаровал — нет, профессионально все было, как всегда, на высочайшем уровне, но усталость и опустошенность и самой Эворы, и ее музыкантов были видны невооруженным глазом. И когда после концерта мы встретились с ней в ресторане гостиницы, на нее просто жалко было смотреть. Она сидела совершенно обессиленная, с трудом съела несколько ложек отварного риса и через несколько минут ушла к себе, тяжело ступая распухшими ногами.
А на самом концерте, как и на первом концерте в Москве, она не исполнила двух лучших песен альбома. Причем по той же самой причине —
13. Travessa de Peixeira
И еще одна песня из этого же альбома. Она называется «
«
Вот в этом и состоит преимущество слушания песен на незнакомом языке. Если бы мы слышали такой текст на русском, это бы сильно испортило нам впечатление от песни. А так — слушаешь, и кажется, что слова так же прекрасны, как музыка и исполнение. Помню, в молодости я пытался таким образом слушать многие советские песни, пытаясь отстраниться от текста, но получалось плохо — бездарный текст
14.
Последний альбом Эворы «Nha Sentimento» («Мои чувства») вышел за полтора года до ее смерти — в 2009 году. Эвора любила футболистов, и я позволю себе сравнить этот альбом с игрой
15. Parceria e irmandade